Вы собственник и хотите понимать когда и сколько денег вы можете безболезненно забрать из бизнеса или вы управленец, который должен отвечать периодически на такие вопросы? Читайте статью. Все про правильную оценку "сухого остатка"
Продолжаем цикл статей по финансам для не финансистов. В предыдущих статьях мы обсудили зачем нам вообще управленческий учет, какие бывают отчеты, как связаны финансы и маркетинг, о чем кроме прибыли расскажет отчет о прибылях и убытках. Теперь пришло время узнать, из какого отчета и как видно где у компании деньги и можно ли их извлечь собственнику.
Отчеты о движении денежных средств, о прибылях и убытках носят название оборотистых отчетов – иными словами они показывают, что произошло в нашем бизнесе за промежуток времени, а вот что осталось в «сухом» остатке после всех этих событий можно посмотреть в управленческом балансе или отдельных его элементах - балансовых отчетах.
Баланс и балансовые отчеты – это «срез» состояния бизнеса на момент времени, а именно какими остатками денег, товаров бизнес располагает, кто ему должен и кому сам бизнес должен.
Баланс и его элементы
Сам баланс, как все слышали, состоит из 2-х частей - Активов и Пассивов, ну и уравнение баланса:
Активы = Пассивы или Обязательства + Собственный капитал.
Если человеческим языком, то Активы - это что у нас есть, а Пассивы - это что мы за это должны.
К активам относятся денежные средства, товарные запасы, дебиторская задолженность (то, что нам должны контрагенты), имущество.
К пассивам – кредиторская задолженность (то, что мы должны контрагентам, сотрудникам, государству) и, ВНИМАНИЕ, Прибыль и уставной капитал - это долг компании ее собственникам!!!
Теперь к практике, как применять все эти знания.
Ищем деньги собственников
Компания прибыльна, но при этом живых денег на счету вечно нет
Вспоминаем структуру баланса: прибыль - это пассив, если сумы есть в пассиве, то должны быть и в активе (помним равенство) и если их нет в деньгах, то проверяем товарные запасы и дебиторскую задолженность.
- Часто бывает, что вся прибыль компании «зарыта» в товарных запасах, может быть даже не очень ликвидных и тогда вообще получается, что прибыль эта только на бумаге – неликвид придется списать, сумма ляжет на убыток, это я про управленческий учет и прибыли не будет. А человеческим языком – полученная прибыль, в свое время была потрачена на закупку неликвида, его не продать, деньги (как раз та самая прибыль) потрачены зря.
- Вариант товарный запас ликвиден – но посчитайте Вашему бизнесу действительно нужен такой товарный запас, в чем выгода поддерживать именно такой уровень запаса? В нем заморожены Ваши деньги, которые просто лежат, а не работают.
- У компании большая дебиторская задолженность – вы по сути кредитуете деньгами контрагентов –ваша прибыль заморожена в дебиторке. Хорошо если это не безнадежная задолженность, которую давно пора списывать. Списание дебиторской задолженности – это признание убытка –вы признаете, что контрагент не оплатит услугу(товар) или поставщик, получив предоплату не выполнит поставку.
Компания убыточна, но при этом даже деньги на счету есть.
Интересно откуда – смотрим балансовый отчет.Опять вспоминаем балансовое уравнение. Деньги - это актив, должен уравниваться с пассивом и при этом у нас убыток, который считается как минусовая сумма (убыток уменьшает собственный капитал)
Итого для уравнивания баланса нам остается только кредиторская задолженность
!!! Деньги, которые мы видим на счету и радуемся, еще не наши. Мы их еще не заработали!
Это могут быть предоплаты от покупателей или товары, которые нам предоставили по товарному кредиту и мы их должны оплатить, а могут быть просто заемные средства. Такие деньги извлекать из бизнеса ни в коем случае нельзя!!!
Даже если у Компании нет баланса, а есть хотя бы его элементы – дебиторская и кредиторская задолженность - сколько нам должны и сколько мы должны, учет денежных и товарных остатков (незавершенного производства).
Я, делая экспресс-анализ финансового состояния своих клиентов, всегда сравниваю сумму денежных, товарных остатков и дебиторской задолженности с кредиторской задолженностью. Если больше кредиторская задолженность, значит фирма живет (жила) в убыток или был факт излишнего изъятия денежных средств. Для оперативной деятельности - это риски кассовых разрывов – попросят вернуть предоплату, откажутся отгружать в кредит и тд. В общем состояние неустойчивое.Для собственником бизнеса такое положение дел должно быть сигналом, чтобы разобраться в причинах и что пока, даже при наличии текущей прибыли, денежные средства изымать из бизнеса рискованно – это будет изъятие оборотного капитала.
Зачем балансовые отчеты?
- Собственнику балансовые отчеты - видеть где деньги в его бизнесе и сколько можно изъять, и управленцам указать что нужно повысить оборачиваемость, чтобы прибыль была не только на бумаге.
- Управленцу - отслеживать взаимоотношения с контрагентами, не допускать просрочек, аргументированно отчитываться перед собственниками, где находятся их деньги и сколько можно безболезненно извлечь из бизнеса.
Кто хочет погрузиться в тему управленческого учета для не финансистов глубже, уметь самостоятельно анализировать и составлять отчетность для своего бизнеса, понимать своего бухгалтера, записывайтесь на цикл вебинаров, осенью начнем учиться.
Прибыли Вам в доступной для использования форме!