Для чего нам считать доходы и расходы (по начислению)? Может достаточно учитывать только движение денег? А остаток на счетах считать прибылью и спокойно его распределять? Не вводите себя в иллюзию!
К сожалению, часть собственников и управленцев в малом бизнесе так и считает, что остаток денег и есть прибыль, все что на счет пришло - это уже точно доход, а если мы выплаты передвинули на следующий период, то расходы уменьшили, а значит прибыль больше…
В чем отличие денег (поступлений /выплат) от начислений (доходов /расходов)?
Экономически правильно считать доход именно по начислениям, а не по приходу денег!
Доход по начислениям (дальше просто доход), это когда Ваш покупатель принял Ваш товар, подписал Вам акт на услугу (работу).
Аналогичная ситуация с расходами. Расход - это когда Вы потребили услугу, продали товар и закупочную стоимость учли в себестоимости.
Прибыль = Доходы – Расходы!
А вот теперь давате разберемся с особенностями доходов и расходов.
Варианты, когда Поступления еще не доход
- Вы получили аванс, например, за годовое обслуживание, Вам год обслуживать клиента и нести расходы на это обслуживание. Если сразу учесть весь аванс, как доход, то в месяц поступления аванса доход большой, а расходов почти нет т.к. вы только начали обслуживание, год еще впереди – итого завышение прибыли, и есть желание ее потратить. Существует риск, что клиент решит отказаться от услуг и потребует аванс обратно – а вы его уже потратили.
- Сдвиг платежей на более поздние даты, когда услуги уже получены - это улучшение состояние платежного календаря, а не уменьшение расходов. Вы расход понесли, потребив услугу, и Вам за нее все равно платить, но чуть позже.
- Закупка товаров для перепродажи. Даже когда товар Вам поступил - это еще не расход. Товар у вас на складе лежит и еще не продан. Соответственно это перетекание одного актива в другой – денег в товар. И в учете движения денег выплата, а в учете товаров поступление товара.
Учет только по поступлению и выплате денег возможен для простых бизнесов, где обмен денег на товар или услуги происходит одномоментно, без отсрочек по времени деньги= товар (услуга). В таком случае остаток денег на счету (в сейфе) = прибыль.
Если у вас есть товарные кредиты, отсрочки поставщиков/покупателей, авансы, кредиты, учет доходов расходов необходим!
В практике я часто сталкиваюсь с моментом, когда собственник впервые видит реальный финансовый результат! В 80% случаев его удивление имеет негативный окрас))).
Примеры из практики:
- У компании растут продажи, что само по себе прекрасно. При этом это авансы за длительные периоды, денежный поток растет – возникает иллюзия, что все это прибыль! На самом деле бОльшая часть этих денег - предоплата за будущие периоды и расходы по ним будут, но в будущих периодах … поставщикам авансы то не платятся.
- Отсрочка по оплате у покупателей, меньше чем у поставщиков, соответственно в обороте всегда есть деньги от покупателей, которые приходят раньше, чем их нужно платить поставщику. Для денежного потока это прекрасная ситуация и оценка "отлично" тем, кто сумел заключить такие контракты. Опять возникает иллюзия, что остаток на счете уже прибыль и огромный соблазн пустить ее на потребление, а поставщикам заплатить со следующих приходов. В какой-то момент покупатель «отваливается» и поставщикам платить нечем… Ведь то, что ошибочно считали прибылью, было всего лишь оборотными деньгами (оборотным капиталом или обороткой).
- Товарные кредиты с отсрочкой платежа. Ситуация аналогичная ситуациям выше, да еще при жесткой ценовой конкуренции… Оборот большой, деньги постоянно на счет приходят, а вот насколько торговая наценка покрывает расходы??? А если еще и кредиты взяты, и покупателям в кредит продаем, то расчеты еще сложнее и, пользуясь только отчетом по движению денег, невозможно сказать, а есть ли прибыль у нашего бизнеса? А ведь нужно еще понимать:
§ Какие скидки мы можем предложить нашим клиентам, чтобы не уйти в убыток?
§ Сколько нам нужно продать товара при нашей наценке, чтобы быть в прибыли?
Вывод
Чтобы не пребывать в иллюзиях относительно состояния своего бизнеса, а осознанно управлять им, будет правильно считать деньги (поступления и выплаты) отдельно, а доходы- расходы и, соответственно, прибыль - отдельно. И это Отчет о прибылях и убытках!О структуре Отчета о Прибылях и убытках расскажу в следующей статье.
Прибыли Вам, настоящей!