Если у нас бизнес для прибыли, мы должны знать своих «героев». На каком продукте мы зарабатываем, а на каком может и убыток только увеличиваем или просто в ноль работаем.
Продолжаю цикл статей про финансы для не финансистов. Сегодня поговорим зачем и как считать себестоимость для небольшого производства.
Сначала решим, что такое себестоимость. Себестоимость - это те расходы (не путаем расходы с выплатами ), которые непосредственно связаны с выпуском продукции. Если вы прекратили выпускать продукцию, то и этих расходы вы тоже не несете.
Теперь следующий вопрос зачем?
Зачем считать себестоимость отдельно по каждому виду продукции и именно себестоимость, а не все расходы вместе?
Если у нас бизнес для прибыли, мы должны знать своих «героев». На каком продукте мы зарабатываем, а на каком может и убыток только увеличиваем или просто в ноль работаем.
Вспоминаем структуру расходов – начинаем с расходов на производство продукции – себестоимость, и далее уже общие расходы компании и, собственно, прибыль.
Соответственно, чтобы понять какой продукт деньги зарабатывает, надо знать, что мы тратим непосредственно на его производство, и сколько остается на все остальное – на покрытие накладных расходов. Чем больший %% от цены остается на покрытие, тем нам продукт выгодней.
Как считать плановую себестоимость
В себестоимость входит стоимость материалов, необходимых для производства продукции, расходы по заработной плате участвующих в производстве, иное, например, электроэнергия, если мы можем учесть отдельно, затраты на выпуск каждого вида продукции.
Сначала рассчитываем плановую (нормативную себестоимость) – например, технологическая карта в ресторанном бизнесе не что иное, как план по расходованию продуктов – из нее получаем плановую себестоимость блюда. Если у вас есть типовая продукция, по ней должны быть такие технологические карты. Важно технологическую карту делать и в натуральных единицах, а перевод в денежные уже в соответствии с ценой. Это даст возможность учитывать, как фактор количества потребляемого материала, так и изменение закупочных цен. Помним, что нам нужно детализировать учет до тех факторов, которыми мы управляем!
Важно учесть не только материалы, но и трудозатраты – сделать нормативы по трудозатратам на каждый вид продукции.
Итого в результате всего этого нормирования, у нас должно получиться сколько каких материалов, трудочасов нам нужно затратить на производство того или иного вида продукции.
Предвижу возражения: "Что нам с секундомером за сотрудником бегать или при производстве партии одни трудозатраты, а поштучно другие"… Отвечу: "Можно не считать, но тогда и знать, что выгодно, а что в убыток, вы не будете".
Об изменении трудозатрат от объема – считаем дискретными партиями, а потом в зависимости от объема и скидки… Кроме того трудочасы не каждый день считать нужно –нормативы установили, дальше по ним работаем до изменений технологии.
Итого просчитали нормы сколько материалов, сколько человеко- или машино-часов уходит. Между прочим, от норм и сдельную заработную плату сотруднику можно высчитать, чтобы не часы измерять, а выпуск изделий и ему и вам понятней как можно заработать и почему не заработал.
При позаказном производстве нормативом служит составленная смета, на основании которой рассчитывается цена для клиента.Зная себестоимость, можно моделировать скидки –это уже информация для продажников и маркетологов. Скидки рассчитываем так что - вы свою прибыль сумеете и на малой партии заработать и на большой и клиента к заказу простимулируйте, себе не в убыток.
Это все был план, перейдем к факту.
Как считать фактическую себестоимость
Понятно, что с секундомером за каждым сотрудником никто по производству, особенно в малом бизнесе бегать не будет и каждую гайку со склада отгружать и считать не станет. Но все уже давно придумано: инвентаризация - наше все, и общий учет рабочего времени за период.
При позаказном производстве все дорогостоящие материалы отпускаются под заказ, фиксируется факт получения со склада, и ведется позаказный учет.Сравниваем что случилось по факту, с тем что было в нормативах с учетом фактически выпущенной. Не путать - не проданной, а выпущенной продукции!!!
Если нормативные расходы умноженные на фактическое количество сошлись с фактическими – все молодцы. Если расхождение – ищем причины, не эффективное использование, порча, а может, норматив неправильно определили, при поиске причин возможно придется и с секундомером посчитать на что время расходуется и более тщательно проконтролировать отгрузку со склада.
Итого получаем следующий цикл учета себестоимости:
- Нормирование/смета при позаказном производстве
- Учет фактической себестоимости на основании количества произведенной продукции и фактически потраченных материалов и трудочасом
- Сравнение факта с нормативом. Выяснение причин отклонений при их наличии.
- Корректирующие действияЧтобы все это знать и управлять на основе реальных данных в бизнесе должен быть настроенная система учета.
В результате мы понимаем, какая продукция дает нам наибольшую прибавленную стоимость, и здесь уже работаем с маркетингом и продвижением: что лучше и в каких объемах продается, по какой цене и, зная себестоимость, какую скидку мы можем сделать.
Мы управляем своим бизнесом, управляем прибылью, а не бизнес так получился!
Кто хочет погрузиться в тему управленческого учета для не финансистов глубже, управлять своим бизнесом на основе фактов, подписывайтесь на страничку в FB и осенью я проведу цикл вебинаров для собственников малого бизнеса.