Назад к списку

Цели бизнеса и управленческий учет

Какая связь целей бизнеса и управленческого учета? Это же вообще о разном скажет кто-то… Начну я с целей не учета, а бизнеса в целом, так как основная цель управленческого учета - это давать бизнесу актуальную информацию для достижения именно бизнес целей. 


Учет дает директору, собственнику информацию правильно ли мы движемся к нашей цели, а сколько прошли, каких измеримых результатов достигли, а хватает ли у нас ресурсов (денег обычно) идти дальше? Учет - это своего рода навигация на карте бизнес целей. Капитан – собственник (директор) проложил курс, а штурман – тот, кто отвечает за учет, определяет координаты, где находимся мы на этом курсе или не пора ли поправки в курс вносить в соответствии с обстоятельствами (изменения продаж, рост цен на комплектующие, срывы сроков). 

Как управленческий учет зависит от текущих целей бизнеса 

Приведу примеры: 

 1. У вас новый продукт, цель завоевать рынок пока конкуренты не пришли и как можно быстрее или вы СтартаАп и инвесторам надо показать, что спрос на ваш продукт растет, о прибыли пока речь не идет. Что нужно от учета в первую очередь: 

  •  Данные о продажах, о каналах продаж причем данные он лайн 
  •  Данные о денежном потоке хватает ли денег здесь и сейчас 
  •  Расчет Выплат (подчеркиваю именно выплат) при целевом росте бизнеса 
  •  Хватит ли нам генерируемого денежного потока на планируемый рост. e. И уже вторую очередь доходы/ расходы, прибыль, дебиторы, кредиторы. 

 2. У вас продукт с известным спросом, рынок высококонкурентный. От учета ждем: 

  •  Движение денег по статьям поступлений выплат 
  •  Отчет о прибылях убытках по статьям затрат – тщательно контролируем каждую статью -рынок конкурентный, за счет цены потери на расходах не отыграешь. 
  •  Состояние расчетов с дебиторами кредиторам 
  •  Количество товара на складе по позициям и его оборачиваемость и тд… каждую мелочь считаем. 

Исходя из текущих целей бизнеса, по-разному расставляем приоритеты в управленческом учете, фокусируемся на разном, разную аналитику собираем. 

Кто-то мне сразу возразит: вне зависимости от бизнеса и его целей необходимо собирать всю аналитику, делать весь контур учета и каналы продаж и отчет о прибылях и убытках и учитывать каждый вид затрат до винтика, до скрепочки соотносить с тем отделом, кто этот винтик, скрепочку использовал и тд. Но давайте вспомним, что ведение самого учета тоже требует время-затрат, а значит кто-то за это время платит, чем детальней - тем затратней, В принципах МСФО (международные стандарты финансовой отчетности) говорится, что стоимость ведения учета не должна превышать пользы от его ведения! 

Итак, собираем в первую очередь ту аналитику, которая нужна бизнесу для принятия решения по продвижению по его целям - сверяемся, что для бизнеса критично – и здесь грамотный финансист должен творчески подойти к задаче, кроме привычных отчетов и типовых аналитик выбрать то, что Сейчас важно для бизнеса, но при этом и все критичные точки для бизнеса не пропустить. 

Управленческие отчеты строим так чтобы собственнику управленцу видно было в какой точке пути он при движении к своей цели, хватает ли ему ресурсов двигаться дальше. Но при этом не забываем, что принципы учета никуда не исчезают у нас 3 основных отчета: 

 • О движении денежных средств 

 • О доходах расходах 

 • И баланс (или его элементы) – дебиторы кредиторы, складские остатки. 

По мере роста и развития бизнеса аналитики в отчетах меняются. О принципах построения отчетности, о том для чего нужен каждый вид отчетности, о том почему недостаточно только бухгалтерского учета и вообще,зачем малому-то бизнесу нужны все эти учеты, поговорим в следующих статьях. 

Оставляйте комментарии и до следующих встреч!