Назад к списку

О чем, кроме прибыли, расскажет ОПиУ

Отчет о прибылях и убытках получает каждый руководитель, но не каждый выбирает из этого отчета максимальную для себя аналитическую информацию. Что же можно увидеть из ОПиУ и как должен быть построен этот отчет?


В прошлой статье я обещала рассказать о структуре отчета о прибылях и убытках. Мы начнем с задач данного отчета. 

Цели ОПиУ 

Вспоминаем, цель бизнеса – прибыль. Размер прибыли (убытка) мы видим из отчета. Но бизнесу мало знать итоговую цифру, ему нужны инструменты для управления прибылью. Управление прибылью - это управление доходами и расходами. Повышаем доходы и снижаем расходы.Необходимо выявить, что приносить нам наибольший доход, и какие расходы мы для этого несем. 

Чаще всего нам нужны ответы на следующие вопросы: 

  • Какое направление/отдел/продукт/товар дает нам лучшую разницу доходов и расходов? Соответственно должен быть учет доходов и расходов именно по данным аналитикам. 
  • Если часть расходов относится к бизнесу в целом, как посчитать какое направление выгоднее? 
  • Что будет, если для невыгодного, на первый взгляд, направления увеличить продажи? Может картина изменится в лучшую сторону, а может нет? 
  • Дадут ли увеличение прибыли маркетинговые акции со скидками? Продаж станет больше, а прибыли? 
  • Какую скидку бизнес может себе позволить? 

Ответить на все эти вопросы и им подобные помогает правильная организация учета и четкое структурирование отчета о прибылях и убытках, в дальнейшем ОПиУ.В ОПиУ все должно быть структурировано – каждая цифра на своем месте, на своей «полочке», где ее видно и понятно, что с ней делать, и на что она влияет! 

Структура ОПиУ 

Принципы наполнения ОПиУ 

Начинаем всегда с Доходов, так как возможность получать доход, генерировать полезность для клиентов является определяющей для любого бизнеса. 

Далее расходы непосредственно связанные с процессом получения дохода – себестоимость. Обычно это переменные расходы - есть доход, есть расходы, нет дохода - нет и данных расходов. 

Ниже накладные расходы бизнеса - сопутствующие, необходимые для поддержания процессов жизнедеятельности бизнеса расходы в периоде. 

Внутри разделов детализация по статьям доходов расходов, чтобы можно было оценить «вклад» каждой статьи. 

Подробнее остановимся на разделении расходов на переменные и постоянные, (чаще всего совпадает с прямыми и накладными). 

Переменные расходы - прямо пропорциональны выручке (себестоимость товаров, сдельная заработная плата). 

ВАЖНО о переменных расходах:

  • Сколько (%)переменных расходов в единице товара 
  • В одном рубле (миллионе) выручки сколько переменных расходов? 
  • Какую валовую прибыль генерирует каждый «штык» в услугах и сколько мы ему можем платить? 
Даже если выручки нет, они все равно ЕСТЬ, и каждый месяц «корми» их. 

Как читать отчет ОПиУ 

Выявление доли переменных и суммы постоянных позволяет нам ответить на следующие вопросы: 

  • Сколько нужно выручки, чтобы покрыть наши постоянные? Зная долю переменных расходов в выручке, легко это считаем. Выручку переводим в натуральные показатели – штуки, метры, договоры и это уже задача к достижению для отделов продаж и производства продать, произвести нужное количество единиц. 
  • Какие скидки мы можем себе позволить, не попадая в зону убытков, это - информация для отдела продаж и маркетинга по формированию ценовой политики. 
  • Подсчитать прибыль от каждого направления и может так получиться, что направление, генерирующее наибольшую выручку, работает практически в ноль. 
  • Сделать вывод, что сумма постоянных не покрывается при таком уровне переменных и нужно искать возможности для снижения постоянных расходов. 
  • Точный расчет может показать, что бизнес, требующий больших оборотных средств и генерирующий при этом большие объемы выручки, не отрабатывает банковские проценты по вложенным средствам, а если капитал заемный, то только ухудшает положение своих владельцев, генерируя чистый убыток после оплаты финансовых расходов. Как вариант, для решения данной проблемы - работать не над увеличением оборота, получая новые кредиты, а над ускорением оборачиваемости! 

 Правильно построенный учет и отчетность помогает выявить проблему, локализовать ее источник, а значит, и найти ключ к ее решению! Это как правильно поставленный диагноз в медицине - уже половина лечения! 

 Осознанно управляйте своим бизнесом и получайте прибыль!