Отчет о прибылях и убытках получает каждый руководитель, но не каждый выбирает из этого отчета максимальную для себя аналитическую информацию. Что же можно увидеть из ОПиУ и как должен быть построен этот отчет?
В прошлой статье я обещала рассказать о структуре отчета о прибылях и убытках. Мы начнем с задач данного отчета.
Цели ОПиУ
Вспоминаем, цель бизнеса – прибыль. Размер прибыли (убытка) мы видим из отчета. Но бизнесу мало знать итоговую цифру, ему нужны инструменты для управления прибылью. Управление прибылью - это управление доходами и расходами. Повышаем доходы и снижаем расходы.Необходимо выявить, что приносить нам наибольший доход, и какие расходы мы для этого несем.
Чаще всего нам нужны ответы на следующие вопросы:
- Какое направление/отдел/продукт/товар дает нам лучшую разницу доходов и расходов? Соответственно должен быть учет доходов и расходов именно по данным аналитикам.
- Если часть расходов относится к бизнесу в целом, как посчитать какое направление выгоднее?
- Что будет, если для невыгодного, на первый взгляд, направления увеличить продажи? Может картина изменится в лучшую сторону, а может нет?
- Дадут ли увеличение прибыли маркетинговые акции со скидками? Продаж станет больше, а прибыли?
- Какую скидку бизнес может себе позволить?
Ответить на все эти вопросы и им подобные помогает правильная организация учета и четкое структурирование отчета о прибылях и убытках, в дальнейшем ОПиУ.В ОПиУ все должно быть структурировано – каждая цифра на своем месте, на своей «полочке», где ее видно и понятно, что с ней делать, и на что она влияет!
Структура ОПиУ
Принципы наполнения ОПиУ
Начинаем всегда с Доходов, так как возможность получать доход, генерировать полезность для клиентов является определяющей для любого бизнеса.
Далее расходы непосредственно связанные с процессом получения дохода – себестоимость. Обычно это переменные расходы - есть доход, есть расходы, нет дохода - нет и данных расходов.
Ниже накладные расходы бизнеса - сопутствующие, необходимые для поддержания процессов жизнедеятельности бизнеса расходы в периоде.
Внутри разделов детализация по статьям доходов расходов, чтобы можно было оценить «вклад» каждой статьи.
Подробнее остановимся на разделении расходов на переменные и постоянные, (чаще всего совпадает с прямыми и накладными).
Переменные расходы - прямо пропорциональны выручке (себестоимость товаров, сдельная заработная плата).
ВАЖНО о переменных расходах:
- Сколько (%)переменных расходов в единице товара
- В одном рубле (миллионе) выручки сколько переменных расходов?
- Какую валовую прибыль генерирует каждый «штык» в услугах и сколько мы ему можем платить?
Как читать отчет ОПиУ
Выявление доли переменных и суммы постоянных позволяет нам ответить на следующие вопросы:
- Сколько нужно выручки, чтобы покрыть наши постоянные? Зная долю переменных расходов в выручке, легко это считаем. Выручку переводим в натуральные показатели – штуки, метры, договоры и это уже задача к достижению для отделов продаж и производства продать, произвести нужное количество единиц.
- Какие скидки мы можем себе позволить, не попадая в зону убытков, это - информация для отдела продаж и маркетинга по формированию ценовой политики.
- Подсчитать прибыль от каждого направления и может так получиться, что направление, генерирующее наибольшую выручку, работает практически в ноль.
- Сделать вывод, что сумма постоянных не покрывается при таком уровне переменных и нужно искать возможности для снижения постоянных расходов.
- Точный расчет может показать, что бизнес, требующий больших оборотных средств и генерирующий при этом большие объемы выручки, не отрабатывает банковские проценты по вложенным средствам, а если капитал заемный, то только ухудшает положение своих владельцев, генерируя чистый убыток после оплаты финансовых расходов. Как вариант, для решения данной проблемы - работать не над увеличением оборота, получая новые кредиты, а над ускорением оборачиваемости!
Правильно построенный учет и отчетность помогает выявить проблему, локализовать ее источник, а значит, и найти ключ к ее решению! Это как правильно поставленный диагноз в медицине - уже половина лечения!