Сегодня много говорится об осознании своего пути в жизни, осознанного продвижения по жизни и т.д. Любое продвижение – это шаги по определенному пути, а осознанное продвижение – это путь выбран, «чек поинты» на нем расставлены, все мониторим: когда/на сколько продвинулись, что чувствуем, чего достигли, чего нет, почему, каких ресурсов не хватило, что нужно сделать чтобы хватило.
С бизнесом все точно также, бизнес - это часть жизни собственника и должен быть встроен в систему ценностей собственника, в его жизненный путь. И осознанное управление своим бизнесом это часть стратегии жизни осознанно, а не абы как.
Как мы можем управлять и контролировать бизнес, через какие измерения, какие «чек поинты»?
Для начала бизнес цель. Предлагаю начать с самого осязаемого и измеримого - с прибыли – то для чего бизнес и создавался. Занимаясь любимым делом, приносим ценность людям и получаем при этом прибыль. Без прибыли - это или хобби или волонтерство, но не бизнес.
Предлагаю все рассмотреть на примере кейса.
Кейс - Студия дизайна интерьеров
Собственники студии, те которые просто инвесторы, а не дизайнеры, хотят прибыль. Есть еще собственник- дизайнер. Он тоже хочет прибыль, но еще при этом и проекты поинтересней, текущая рутина ему уже надоедать начала.
Начать решили с прибыли, так как к этому моменту дизайнер, которому и процесс, в принципе, нравится уже устал от недостатка денег. Решили какая прибыль в месяц устраивает на текущий момент. Но сколько нужно продавать для этого? Стали с ними выяснять.
Чтобы высчитать сумму продаж при заданной прибыли, нужно знать сумму постоянных расходов и долю переменных в выручке. С долей переменных все казалось просто – исполнители на %%. А вот для того чтобы собрать постоянные нужны данные учета…
Это прямо как в сказке - пока узнаешь где перо Жар-птицы, пока дойдешь, столько подвигов совершить придется!
- Подвиг первый – создали систему учета и собрали статистику – разделили переменные постоянные. Кстати, когда все данные в учет внесли, выяснили, что %% переменных по факту несколько иной, чем заявлялся. Больше получается!
- Подвиг второй – зная долю переменных и сумму постоянных, таки вычислили выручку. У кого учет есть, это и не подвиг вовсе, а постоянная рутина, но у кого не было до этого, то в первый раз прямо подвиг. Высчитали сумму выручки сразу с заданной суммой прибыли
Выручка = (прибыль + постоянные) /(1-доля переменных)
- Пришло время для главного третьего подвига он посложнее да и подольше получился. Зная желаемую выручку и прибыль нам нужно понять, что и сколько продавать!!!
Для этого нужно выяснить:
- Сколько у нас сейчас средняя сумма договора? А в месяц от договора какая выручка?
- А вообще как дела с продажами? Сейчас вроде все загружены и сколько договоров они за месяц делают? Смогут ли увеличить количество договоров?
Выяснили, что в месяц студия может обрабатывать в текущем составе (читай при текущих затратах ) ХХ договоров.
1. Рассчитываем, каков должен быть доход от договора в месяц, чтобы получить искомую выручку.
2. Сверяем со статистикой. Это реально? Мы делаем такие договоры? – Ура реально! Часть договоров именно такие.
ИТОГ нашего подвига - мы знаем чего и сколько нужно продавать, чтобы получить наше перо жар птицы!
Дорогу нашли - теперь по ней идти:
1.Ставим задачу маркетингу: какие клиенты нам нужны – какие договоры и сколько их должно быть. Статистика у наших маркетологов была!
2.Ставим задачу отделу продаж: какие договоры заключать – суммы и сроки – помним, что нам нужна определенная сумма от договора в месяц.
3.Ставим задачу производству: в нашем случае пришлось его серьезно реструктуризировать под работу с клиентами другого уровня !
В результате всех подвигов по постановке системы учета и расчету, казалось таких скучных цифр о том, что уже случилось, руководство получило систему чек поинтов по целям – по продажам, по производству, по маркетингу, по сумме допустимых расходов – систему как управлять компанией в настоящем и ближайшем будущем!
И дополнительным бонусом для собственника дизайнера – оказалось, что выгодные с точки зрения финансового результата договоры интересны и с профессиональной точки зрения.
Учет – это не фиксация посмертных результатов, а способ управлять будущим!Главное его правильно готовить :)
PS: Тема этой статьи - это 1/10 часть того, что я рассказываю про цели бизнеса на первом онлайн-семинаре своего курса для собственников "Анализ финансового состояния компании". Приходите, будет интересно и полезно.