Назад к списку

ТОП-5 ошибок при разработке финансовой модели проекта

Проверьте свой инвестиционный план и финансовую модель, даже если придумали рабочую бизнес-идею, все рассчитали, мысленно получили прибыль и готовы к итоговой презентации. 

Опыт взаимодействия с финансистами различных фондов, предоставляющих инвестиции, и финансовыми консультантами инвесторов показал 5 типичных ошибок при составлении финансовых моделей


Ошибка № 1. Отсутствие детализации до натуральных показателей, наличие только денежных показателей: 

  • в финансовой модели указывают итоговые цифры доходов и расходов по статьям без детализации до натуральных показателей - сколько продаж, какой средний чек, сколько лидов; 
  • по расходам ограничиваются суммой по той или иной статье, не детализируя до натуральных показателей – количество персонала, площадь помещения, сколько чего в штуках, тоннах, количестве кликов и их стоимости; 
  • нет ссылки на прайс-листы производителей, закупаемого оборудования или поставщиков услуг, используемых в проекте. 

Последствие ошибки: сомнения инвестора в достоверности финансовой модели. 

Как избежать ошибки: из любой цифры модели должна быть возможность «провалиться до «натуральной единицы» - сколько штук, килограммов, километров, кликов, клиентов и стоимость единицы, которую можно проверить. Это показывает не только серьезный подход и качество расчетов, но и дает возможность инвестору поиграть цифрами, проверить модель на чувствительность к изменению ключевых факторов. 

Ошибка № 2. Отсутствие связи между доходной и расходной частью:

  • расходы не разделены на переменные и постоянные, у переменных нет прописанной связи с продажами, не рассчитана юнит-экономика; 
  • при изменении доходной части непонятно как меняется расходная. Невозможно оценить, как поведет себя проект, если продажи отклоняться от указанных в модели. 

Как избежать ошибки: 

  1. Разделить расходы на переменные – зависящие от объема продаж и условно постоянные, не зависящие от объема продаж; 
  2. Связать объем продаж формулами с расходами, чтобы при изменении объема продаж менялась сумма расходов. Внимание: связываем не цифры доходов и расходов, а натуральные показатели доходной и расходной части. Например, 1 специалист технической поддержки справляется с 100 пользователями, значит, при росте числа пользователей у нас будет меняться количество специалистов, а значит и сумма фонда оплаты труда. 
  3. Вычислить стоимость юнита с учетом стоимости оптимального объема и получить показатель при оптимальной загрузке. Обязательно указывать в финансовой модели оптимальный объем. 

Ошибка № 3. Модель не интерактивная – нельзя поменять несколько ключевых параметров, чтобы пересчитать итоговый вид модели 

Как избежать ошибки: 

  1. Выделить время и продумать формулы расчетов; 
  2. Указать все показатели, от которых зависит модель отдельно, с возможностью внести изменения в один показатель и пересчитать все периоды, для которых данный показатель верен.Цена ошибки – размер полученных по итогу инвестиций. 

Ошибка № 4. Не прописаны и не просчитаны условия выхода инвестора 

Последствия ошибки: сомнения инвестора, который не может просчитать ни своей прибыли, ни убытков, если что-то пойдет не так. 

Как избежать ошибки: 

  1. Прописать условия входа – сумма, график, период инвестиций, что инвестор имеет за свои инвестиции и гарантии возврата инвестиций (если есть). 
  2. Прописать условия выхода – когда инвестор может выйти из проекта, сколько он получит на свои инвестиции, сколько потеряет, есть ли какие-то исключения. 
  3. Привести расчет с учетом дисконтирования, указать период окупаемости. 

Ошибка № 5. Внешнее оформление финансовой модели 

Пример: вся финансовая модель на одном листе. Даже с должной детализацией, ее не очень хочется изучать, а тем более инвестировать. 

Как избежать ошибки: представить структурированную финансовую модель, содержащую: 

  1. Лист резюме проекта – предназначен для краткого ознакомления с основными финансовыми показателями проекта для целевой аудитории – если это инвесторы, то срок окупаемости, ROI проекта, графическое представление; 
  2. Лист полной финансовой модели проекта: отдельно отчеты о движении денежных средств и о прибылях и убытках; 
  3. Листы детализации доходной и расходной части: 

  • Лист продаж с воронкой с указанием расходов на продажи; 
  • Лист капитальных расходов со ссылками на прайс листы производителей (дистрибьюторов); 
  • Лист расходов на фонд оплаты труда – детализация до должностей, связь количества сотрудников с продажами; 
  • Лист прямых расходов, со ссылками на прайс листы поставщиков или на сканы коммерческих предложений; 
  • Лист административно-управленческих расходов;Иные расходы в зависимости от типа проекта. 
  • Лист финансовой аналитики: расчет ROI, NPV, IRR, срока окупаемости, и так далее, анализ чувствительности к изменению наиболее критичных факторов, например, фактор, влияющий на продажи и фактор себестоимости. 

Совет: часть фондов имеют свои форматы предоставления финансовых моделей. Если планируете подавать заявку на гранты – используйте формат нужного фонда, но в листах детализации или по документам фонда зачастую требуется изложенная выше структура финансовой модели. 

Реализуйте качественный подход к построению финансовой модели, не оставьте инвесторам ни одного вопроса, кроме: “Куда платить?”