Проверьте свой инвестиционный план и финансовую модель, даже если придумали рабочую бизнес-идею, все рассчитали, мысленно получили прибыль и готовы к итоговой презентации.
Опыт взаимодействия с финансистами различных фондов, предоставляющих инвестиции, и финансовыми консультантами инвесторов показал 5 типичных ошибок при составлении финансовых моделей
Ошибка № 1. Отсутствие детализации до натуральных показателей, наличие только денежных показателей:
- в финансовой модели указывают итоговые цифры доходов и расходов по статьям без детализации до натуральных показателей - сколько продаж, какой средний чек, сколько лидов;
- по расходам ограничиваются суммой по той или иной статье, не детализируя до натуральных показателей – количество персонала, площадь помещения, сколько чего в штуках, тоннах, количестве кликов и их стоимости;
- нет ссылки на прайс-листы производителей, закупаемого оборудования или поставщиков услуг, используемых в проекте.
Последствие ошибки: сомнения инвестора в достоверности финансовой модели.
Как избежать ошибки: из любой цифры модели должна быть возможность «провалиться до «натуральной единицы» - сколько штук, килограммов, километров, кликов, клиентов и стоимость единицы, которую можно проверить. Это показывает не только серьезный подход и качество расчетов, но и дает возможность инвестору поиграть цифрами, проверить модель на чувствительность к изменению ключевых факторов.
Ошибка № 2. Отсутствие связи между доходной и расходной частью:
- расходы не разделены на переменные и постоянные, у переменных нет прописанной связи с продажами, не рассчитана юнит-экономика;
- при изменении доходной части непонятно как меняется расходная. Невозможно оценить, как поведет себя проект, если продажи отклоняться от указанных в модели.
Как избежать ошибки:
- Разделить расходы на переменные – зависящие от объема продаж и условно постоянные, не зависящие от объема продаж;
- Связать объем продаж формулами с расходами, чтобы при изменении объема продаж менялась сумма расходов. Внимание: связываем не цифры доходов и расходов, а натуральные показатели доходной и расходной части. Например, 1 специалист технической поддержки справляется с 100 пользователями, значит, при росте числа пользователей у нас будет меняться количество специалистов, а значит и сумма фонда оплаты труда.
- Вычислить стоимость юнита с учетом стоимости оптимального объема и получить показатель при оптимальной загрузке. Обязательно указывать в финансовой модели оптимальный объем.
Ошибка № 3. Модель не интерактивная – нельзя поменять несколько ключевых параметров, чтобы пересчитать итоговый вид модели
Как избежать ошибки:
- Выделить время и продумать формулы расчетов;
- Указать все показатели, от которых зависит модель отдельно, с возможностью внести изменения в один показатель и пересчитать все периоды, для которых данный показатель верен.Цена ошибки – размер полученных по итогу инвестиций.
Ошибка № 4. Не прописаны и не просчитаны условия выхода инвестора
Последствия ошибки: сомнения инвестора, который не может просчитать ни своей прибыли, ни убытков, если что-то пойдет не так.
Как избежать ошибки:
- Прописать условия входа – сумма, график, период инвестиций, что инвестор имеет за свои инвестиции и гарантии возврата инвестиций (если есть).
- Прописать условия выхода – когда инвестор может выйти из проекта, сколько он получит на свои инвестиции, сколько потеряет, есть ли какие-то исключения.
- Привести расчет с учетом дисконтирования, указать период окупаемости.
Ошибка № 5. Внешнее оформление финансовой модели
Пример: вся финансовая модель на одном листе. Даже с должной детализацией, ее не очень хочется изучать, а тем более инвестировать.
Как избежать ошибки: представить структурированную финансовую модель, содержащую:
- Лист резюме проекта – предназначен для краткого ознакомления с основными финансовыми показателями проекта для целевой аудитории – если это инвесторы, то срок окупаемости, ROI проекта, графическое представление;
- Лист полной финансовой модели проекта: отдельно отчеты о движении денежных средств и о прибылях и убытках;
- Листы детализации доходной и расходной части:
- Лист продаж с воронкой с указанием расходов на продажи;
- Лист капитальных расходов со ссылками на прайс листы производителей (дистрибьюторов);
- Лист расходов на фонд оплаты труда – детализация до должностей, связь количества сотрудников с продажами;
- Лист прямых расходов, со ссылками на прайс листы поставщиков или на сканы коммерческих предложений;
- Лист административно-управленческих расходов;Иные расходы в зависимости от типа проекта.
- Лист финансовой аналитики: расчет ROI, NPV, IRR, срока окупаемости, и так далее, анализ чувствительности к изменению наиболее критичных факторов, например, фактор, влияющий на продажи и фактор себестоимости.
Совет: часть фондов имеют свои форматы предоставления финансовых моделей. Если планируете подавать заявку на гранты – используйте формат нужного фонда, но в листах детализации или по документам фонда зачастую требуется изложенная выше структура финансовой модели.
Реализуйте качественный подход к построению финансовой модели, не оставьте инвесторам ни одного вопроса, кроме: “Куда платить?”